Невроз

Невроз (невротическое расстройство) − обратимое (функциональное) расстройство психической деятельности, спровоцированное острым или хроническим влиянием психотравмирующих факторов при полном сохранении сознания болезненного состояния и адекватном восприятии окружающего мира.

 

Впервые термин «невроз» сформулировал У. Куллен (1769, 1777), под ним подразумевались различные психические расстройства, включая и те, которые в настоящее время относят к неврозам (истерия, страхи, ипохондрия, невыраженные эпизоды меланхолии).

 

 

Эпидемиология

Невротические нарушения относятся к наиболее распространенным психическим нарушениям в настоящий период времени. Невротизация в разные периоды жизни наблюдается у 20−30% популяции, и тенденция к росту регистрируется во всем мире.

Многие ученые связывают этот процесс с относительным несоответствием научно-технического прогресса адаптационным возможностям личности.

Значительный информационный поток, влияющий на психоэмоциональное состояние индивидуума, необходимость постоянного его освоения и запоминания, принятие ответственных или судьбоносных решений, требующих значительного нервно-психического напряжения на фоне недостаточной физической активности, способствуют истощению адаптационных резервов и возникновению невротических расстройств.

Кроме того, многие исследователи преимущественную причину возникновения связывают с личностными факторами.

 

Этиопатогенез

В зависимости от интерпретации клинических сведений с различным научным подходом выделяют следующие теории возникновения и развития неврозов:

  • Физиологическая теория основывается на учении И. П. Павлова, согласно ей невроз развивается в результате возникновения разнонаправленных раздражителей, создающих ситуацию неопределенности рефлекторного ответа, порождая несогласование между побуждениями.
  • Бихевиористы объясняют возникновение невроза как фиксацию последовательности новых, патологических рефлекторных ответов в результате неправильного обучения.
  • Этологические и эволюционные теории связывают сходные у животных и человека состояния с индивидуальной предрасположенностью нервной системы отвечать строго определенным образом на конкретный перечень раздражителей окружающей обстановки. Возникновение небиологических стимулов сопровождается возникновением ситуации неопределенности в выборе типа ответной реакции. Невроз с этой точки зрения является индивидуальным проявлением адаптации.
  • Психоаналитические и психологические подходы рассматривают невроз как фиксацию на конкретном механизме психологической защиты, который определяется индивидуальным опытом, приобретенным индивидуумом с раннего детского возраста. Невроз рассматривается как конфликт разума с бессознательными желаниями.
  • Информационные теории объясняют возникновение невроза с избытком, недостатком или извращением информации.
  • Биохимические теории рассматривают невроз как результат избытка или недостатка нейромедиаторов (дофамина, серотонина и др.).
  • Экзистенциональные теории рассматривают невроз как потерю перспективы и смысла существования, что становится причиной переживания и попытки избежать свободы выбора.

 

У всех теорий прослеживается общее представление о неврозе как реакции, а о пациенте с неврозом − как особой личности, прошедшей путь невротического развития, для которой свойственно реагировать на стресс особым, невротическим образом.

Неврозы являются функциональными обратимыми болезненными состояниями без возникновения органических очагов поражения головного мозга, однако они нередко принимают затяжное течение.

В возникновении неврозов значение имеет не столько психотравмирующие обстоятельства, сколько отношение к ним индивидуума. В преобладающем большинстве эпизодов еще в детском возрасте происходит формирование структуры личности, при которой общение в социуме сопровождается затруднением и постоянным эмоциональным напряжением. В результате происходит перегрузка соматовегетативной сферы и механизмов адаптации, а поведение человека определяется как реальной ситуацией, так и системой психологической защиты.

После психотравмы происходит срыв системы психологической защиты, возникают психопатологические проявления, развитие которых в некоторой степени имеет сходство с цепной реакцией − патологический «порочный круг».

 

Клиническая картина

У пациента постепенно развиваются невротические реакции (страх, тревога, депрессия, соматовегетативные нарушения), которые в неблагоприятных условиях приобретают чрезмерную выраженность и аномальность.

Для невроза характерны следующие признаки:

− присутствие психогенного травмирующего фактора заболевания, связанного с межличностным конфликтом;

− превалирование в клинической симптоматике эмоциональных и соматовегетативных нарушений;

− обратимость этих нарушений.

В соматической сфере практически всегда выявляются неспецифические жалобы: парестезии, сенсопатии, необъяснимое недомогание.

В церебральной сфере регистрируется зацикленность на невротическом типе мышления.

В гормональной сфере выявляется нарушение влечений, обычно их снижение.

Все эти нарушения приводят к нарушению коммуникативности и изменению представления о своем месте в обществе.

Все имеющиеся расстройства преимущественно являются проблемой для самого пациента, но почти не оказывают влияние на его социальное функционирование, т. е. пациент вполне приемлем для социального окружения, вызывая у окружающих либо желание опекать его, либо, значительно реже, раздражение.

 

В отечественной медицине различают следующие основные формы невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения (синдром утомляемости) − относится к наиболее распространенной форме невроза. Ведущим клиническим проявлением заболевания является астенический синдром и полиморфные соматовегетативные нарушения.

Выделяют гиперстенический и гипостенический типы неврастении, которые довольно часто развиваются как последовательные стадии болезни.

Гиперстенический тип отличается неадекватной раздражительностью, эмоциональной лабильностью, истощаемостью внимания, бессонницей, снижением работоспособности, утомляемостью после умственной работы, постоянным напряжением, мышечными болями.

Гипостенический тип характеризуется слабостью, пассивностью, вялостью, постоянным чувством усталости, утомляемостью после минимальных усилий, сонливостью.

При любом типе заболевания выявляется различное количество соматовегетативных нарушений: головокружение, головные боли, потливость, сердцебиение, неустойчивое артериальное давление.

Заболеванию наиболее подвержены деятельные и энергичные люди, берущиеся за множество различных занятий и привыкшие выполнять всю работу качественно и скрупулезно с высокой ответственностью. Психологический конфликт у такой личности развивается тогда, когда у нее не хватает сил и возможностей для реализации всех намеченных задач.

Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный) − основным проявлением являются навязчивые страхи, мысли, представления и действия. Больной критически относится к имеющимся навязчивостям, но не может освободиться от них самостоятельно. При длительном течении заболевания возникает состояние безнадежности и растерянности.

Подобному типу заболевания больше подвержены лица, воспитанные в завышенных требованиях неукоснительного соблюдения социальных запретов. В данных случаях психологический конфликт, приводящий к неврозу, заключается в столкновении желания реализовать ту или иную значимую для данного человека потребность с чувством абсолютной запретности и непозволительности такой реализации.

Истерический невроз (диссоциативное расстройство) − обычно возникает при травмирующих психику обстоятельствах у пациентов с повышенной внушаемостью и способностью к ярким образным представлениям (художественный тип).

Психологический конфликт чаще всего сводится к решению проблемы: выйти ли из критической ситуации с помощью преодоления неблагоприятных жизненных событий или, напротив, «уйти в болезнь». При этом пациент может имитировать (на бессознательном уровне) различную внешнюю симптоматику любого патологического состояния, о котором у него имеется представление.

Больной не симулирует, он обнаруживает у себя признаки заболевания и пытается ими воспользоваться в своих интересах в сложившейся ситуации.

Клинические проявления заболевания очень разнообразные. Соматовегетативные расстройства могут проявляться икотой, рвотой, чувством «нехватки воздуха», одышкой, кашлем, затруднением глотания с жалобой на «комок в горле».

Возможны болевые синдромы, которые имитируют разнообразные патологические состояния внутренних органов. Могут развиваться истерические парезы и параличи, утрата зрения (амавроз), глухонемота (сурдомутизм), спазм век (блефароспазм), потеря памяти (амнезия), обездвиженность (ступор) и иные проявления. Подобные расстройства отличаются функциональным характером, при этом признаков органического поражения нервной системы не обнаруживается.

Поведение больных с истерическим неврозом отличается театральностью, демонстративностью. Бурные аффективные реакции сопровождаются гиперкинезами конечностей, выкручиванием рук, стонами, неадекватными криками, вырыванием волос на голове. Иногда развивается истерический припадок, сопровождающийся сужением сознания и напоминающий внешне судорожный эпилептический припадок.

При истерическом припадке, в отличие от эпилептического, никогда не возникает серьезных повреждений, прикусывания языка, полной утраты сознания, амнезии припадка, непроизвольного мочеиспускания. Он никогда не случается в отсутствии свидетелей события, а при отсутствии лишнего внимания быстро завершается.

 

Невротические расстройства у детей

Отдельную группу составляют невротические расстройства у детей.

В детском возрасте невротические расстройства характеризуются некоторыми отличиями. Так, например, психологические травмы у детей наиболее часто завершаются неврозом в периоды возрастных кризов.

Распростораненность неврозов в детском и подростковом возрасте достаточно широка и составляет от 15 до 25%.

У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста неврозы, как правило, отличаются моносимптомными невротическими реакциями, проявляющимися нарушением функционирования какой-либо одной системы организма (тик, заикание, потеря аппетита, ночной энурез и другие). Подобные невротические реакции в некоторых эпизодах могут встречаться и у взрослых людей (так называемые «системные неврозы»).

Содержание психотравм с точки зрения взрослого человека часто кажется «ничтожным», поэтому поведение родителей, воспитателей и педагогов нередко является базисом психотравмирующей ситуации.

Детские неврозы отличаются более глубоким и затяжным течением на фоне соматических болезней, акцентуированными и психопатическими особенностями личности, негрубыми органическими поражениями головного мозга и формируются при неблагополучной обстановке в семье, конфликтных взаимоотношениях в коллективах детских учреждений.

 

  • Невротическая депрессия у детей выражается, главным образом, соматовегетативными нарушениями.
  • Невротические страхи могут развиться после внезапных, пугающих ребенка событий или из-за того, что взрослые целенаправленно пугают его с «воспитательной» целью.
  • Довольно часто у детей может сформироваться боязнь посещения детского учреждения (яслей, детского сада, школы) после возникновения там устрашающей или конфликтной ситуации. После насильственной попытки научить ребенка плавать может развиться страх перед водной средой.
  • Невротические расстройства сна (ночные страхи) возникают при неожиданном пробуждении ребенка под влиянием страшного сновидения, отражающего в различной степени объективную психотравмирующую обстановку. Ребенок в подобной ситуации вскрикивает, начинает плакать, зовет родителей, из-за страха отказывается оставаться и засыпать в одиночестве.
  • При нарушении глубины сна у невротичных детей могут возникать сноговорения, сомнамбулизм, ночной энурез. Психологические травмы затяжного характера зачастую становятся причиной нарушения засыпания или извращения формулы сна, при этом больной засыпает днем, а в ночное время возникают проблемы со сном.
  • Невротические тики − самопроизвольные, периодически возобновляющиеся и усиливающиеся при переживаниях спастические сокращения некоторых мышечных групп, возникающие преимущественно после острой психотравмы. При этом немаловажное значение отводится не столько вселяющим страх обстоятельствам, сколько выраженности реакции на них присутствующих взрослых. Испуг взрослого человека чрезвычайно сильно влияет на детей и ведет к формированию соответствующего отношения к психотравмирующей ситуации.
  • Невротические речевые расстройства нередко развиваются у детей, которые боятся говорить в присутствии большого количества людей или определенных лиц (обычно после отрицательной оценки, насмешек окружающих). В случае острой психологической травмы возможно развитие заикания; оно может проявиться и в случае продолжительной психотравмирующей ситуации, особенно при регулярных грубых исправлениях и критике речи ребенка, а также при отказе выслушать его оправдание после этого.
  • Невротические расстройства аппетита или отказа от еды чаще всего формируются у детей из-за психотравмирующих переживаний во время употребления пищи. В подростковом возрасте отказы от употребления пищи нередко связаны со страхом полноты, что может стать одной из причин нервной анорексии с жизнеугрожающим снижением массы тела.

 

В обстановке грубого или продолжительного ограничения увлечений ребенка, оскорбления или обмана у него довольно часто развиваются патологические характерологические ответные реакции. Это непродолжительные по времени состояния дезадаптивного поведения, длящиеся от нескольких минут до нескольких суток. Они характеризуются неадекватным поведением.

  • Реакция оппозиции (или реакция протеста) направлена против лиц или событий, в которых ущемлялась личность ребенка. Например, на некоторое время ребенок прекращает общаться с отцом или матерью, не выполнившим ранее данное обещание или несправедливо применившим к нему наказание.
  • Реакция нигилизма характеризуется отстранением от различных форм общения, категорическим отказом от принятия наиболее дорогих и любимых для ребенка вещей, игрушек и способов времяпровождения, возникает вследствие распространения негативного реагирования за пределы психотравмирующей ситуации.
  • Реакция гиперкомпенсации возникает в ответ на унижение, оскорбление или невосприятие ребенка (наиболее часто детским коллективом или группой детей). Ребенок изменяет свое поведение на агрессивное, жестокое, стремясь подобным действием отвоевать авторитетность и уважение среди своих сверстников, или делает попытки достичь особенных результатов в каком-либо виде деятельности, преследуя ту же цель.
  • Реакция имитации. Подражая в поведении значимому для себя человеку, ребенок может копировать образ не только примерного, но и крайне отрицательного поведения.

 

Лечение

Лечение неврозов осуществляется как медикаментозными фармсредствами (транквилизаторами, антидепрессантами, витаминотерапия и др.), так с помощью применения различных психотерапевтических подходов, направленных на дезактуализацию факторов неблагоприятной обстановки и стимуляцию ресурсов адаптации самой личности (психодинамические, когнитивно-бихевиоральные, телесно-ориентированные и другие методики психотерапии).

 

Прогноз

Основной целью лечения невроза является адаптация пациента к реальной жизни.

При неврозе преодоление индивидуумом неблагоприятной психогенной ситуации, своевременная психо- и фармакотерапия приводит к улучшению и стабилизации состояния, постепенному угасанию невротических проявлений без формирования проявлений нарушения структуры личности.

Неврастения может иметь неблагоприятное течение, вследствие присоединения иной невротической симптоматики (отдельные навязчивые сомнения, опасения) трансформироваться в затяжное течение.

Невроз навязчивости наиболее часто затягивается на продолжительный период времени, происходит невротическая перестройка личности.

 

Профилактика

Немаловажным считается оздоровление микро- и макросоциального окружения и, насколько возможно, исключение воздействия травмирующей психику обстановки. Для профилактики и лечения неврозов довольно часто применяется аутогенная тренировка − метод лечебного и профилактического самовнушения.

Международная классификация болезней (МКБ-10): 
Количество просмотров: 2717.