Вирусные протеины помогают инфицированным В-лимфоцитам избежать смерти

Около 90% взрослого населения Земли инфицировано вирусом Эпштейн – Барр, или EBV. Этот вирус заражает популяцию так называемых В-клеток – лимфоцитов, способных вырабатывать антитела, – и может спровоцировать развитие опухолевого роста, но у большинства людей инфекция остается «спящей» (медики еще называют это состояние «латентной инфекцией») до конца их жизни. Результаты исследования, опубликованные на днях в «PLOS Pathogens» – журнале, специализирующемся на проблемах микробиологии и эпидемиологии, проливают свет на вопрос, отчего же иммунная система человека не элиминирует вирус, а также предлагают оценку риска развития связанной онкопатологии.

Изучая иммунный ответ на вирус Эпштейн – Барр, Andreas Moosmann и его коллеги из Helmholtz-Zentrum (Мюнхен, Германия) сфокусировались на роли вирусного белка под названием LMP2A, который присутствует в инфицированных вирусом В-клетках, а также во множестве EBV-ассоциированных опухолей, которые каким-то образом избегают распознавания и уничтожения иммунной системой. Ученые рассмотрели поведение искусственно созданного EBV, который не может продуцировать LMP2A, и сравнили его с поведением его нормального, не мутировавшего собрата.

В процессе исследования было проведено заражение человеческих В-лимфоцитов нормальным и дефектным по LMP2A вирусами Эпштейн – Барр. Так как EBV изменяет зараженные клетки, то есть они могут расти неограниченно, ученым удалось изучить линии так называемых лимфобластов, которые содержали нормальные и мутантный вирусы.  Они обнаружили, что  LMP2A противодействует распознаванию инфицированных вирусом Эпштейн – Барр В-лимфоцитов специфическими лимфоцитами из группы CD8+ Т-киллеров, направленных против EBV. Зараженные же дефектным по LMP2A белку вирусом В-клетки эффективно обнаруживались, и активность Т-киллеров по распознаванию и уничтожению таких зараженных В-лимфоцитов возрастала.

Изучая механизм, лежащий в основе LMP2A-опосредствованного уклонения, исследователи обнаружили несколько способов, которые используются и в механизме распознавания инфицированных вирусом Эпштейн – Барр клеток. Во-первых, LMP2A понижает уровни нескольких протеинов EBV, фрагменты которых распознаются CD8+ Т-киллерами на поверхности клетки как сигнал к ее уничтожению. Во-вторых, LMP2A нарушает в инфицированных В-лимфоцитах экспрессию клеточных молекул, которые взаимодействуют с NKG2D – молекулой на поверхности CD8+ Т-киллеров, что приводит к активации последних, тем самым ослабляя иммунный ответ на наличие инфицированных вирусом Эпштейн – Барр клеток.

«Мы пришли к заключению, что столкнулись здесь с иммуномодуляторным эффектом, осуществляемым белком  LMP2A  вируса Эпштейн – Барр, и продемонстрировали, как LMP2A принимает участие в частичном ускользании инфицированных В-клеток от распознавания их CD8+Т-киллерами»,  – говорится в статье. Также предполагается, что аналогичный опосредствованный через LMP2A механизм лежит и в низком распознавании EBV-ассоциированных опухолей, которые тоже экспрессируют этот вирусный белок.

Добавить комментарий