У детей, играющих в кубики и складывающих пазлы, лучше развиваются пространственные навыки

Игры детей могут казаться совсем незамысловатыми, но ученые доказали, что каждый вид игр развивает определенную когнитивную функцию у ребенка. Данные всеамериканского национального исследования, опубликованные в «Psychological Science», журнале Ассоциации психологических наук (США), показали, что дети, которые часто складывали пазлы, играли в кубики и настольные игры, лучше чувствуют пространство. Умение ориентироваться в пространстве и понимание, как манипулировать объектами в пространстве, – неотъемлемая часть современной жизни, помогающая перемещаться на многолюдной улице, собирать мебель из готового мебельного конструктора или даже просто пользоваться посудомоечной машиной. И эти пространственные навыки особенно ценятся в части академических и прикладных отраслей, включая научно-исследовательскую деятельность, математические науки, сферу технологий и инженерных наук.

«Мы обнаружили, что пространственные игры у детей развивают пространственные навыки, – говорит психолог Jamie Jirout из Rhodes College, ведущий проекта. – Это крайне важно, так как пространственные игры – самый простой способ добиться развития умения ориентироваться в пространстве, особенно для детей с обычно исходно низкими способностями к такому ориентированию:  девочек и выходцев из малообеспеченных семей».

Способность к ориентированию в пространстве и манипулированию объектами пространства играет существенную роль в нашей жизни, помогая не потеряться в толпе и мочь самостоятельно собрать согласно инструкции привезенную мебель. Многие отрасли теоретической и прикладной науки также требуют развитых пространственных навыков.

«Хоть предыдущие исследования и показывали, что пространственная игровая активность развивает навыки ориентирования в окружающем мире, достоверных данных все же было недостаточно», – рассказывает Jirout. Стандартизация и переработка Векслеровского теста для определения интеллекта у детей (the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI, обычно используемый тест для определения когнитивных способностей детей от 2 до 7 лет) дала Jirout и его соавтору Nora Newcombe из Темпльского университета отличный шанс изучить влияние пространственных игр на пространственные навыки.

Jirout и Newcombe обработали данные 847 детей возрастом от 4 до 7 лет, которые проходили пересмотренный WPPSI. Пространственные умения детей были специально измерены с помощью входящего в WPPSI подтеста с кубиками, в котором детям предлагалось воспроизвести различные фигуры в 2D, используя кубики с красными, белыми и наполовину красными/наполовину белыми поверхностями. Ученые также изучили данные опроса родителей, касающиеся особенностей игрового поведения детей и их участия в совместной с родителями деятельности.

Полученные данные свидетельствовали о зависимости степени развития пространственных навыков от социально-экономических факторов, пола и общего интеллекта. Дети из малообеспеченных семей хуже справлялись с заданием, чем дети из среднего класса или обеспеченных семей. Мальчики справлялись с заданием лучше, чем девочки.

Также оказалось важным, часто ли дети играют с игрушками. Дети, которые играли с кубиками, складывали пазлы более шести раз в неделю, лучше справились с заданием, чем дети, которые играли три-пять раз в неделю или изредка/никогда.

Никакой другой вид активности (в т.ч. рисование, игры с игрушками-пищалками, езда на велосипеде, скейте или скутере) или совместная с родителями деятельность (изучение чисел, форм, математические игры, рассказывание сказок) не оказали влияние на развитие пространственных навыков.

По данным, полученным от родителей, выяснилось, что мальчики вовлечены в пространственные игры чаще, чем девочки.

Механизм, по которому развиваются пространственные навыки, все еще требует детального изучения, но данные текущего исследования позволяют рекомендовать пространственные игры для развития пространственных навыков, утверждают ученые.

Добавить комментарий