У детей, играющих в кубики и складывающих пазлы, лучше развиваются пространственные навыки
Игры детей могут казаться совсем незамысловатыми, но ученые доказали, что каждый вид игр развивает определенную когнитивную функцию у ребенка. Данные всеамериканского национального исследования, опубликованные в «Psychological Science», журнале Ассоциации психологических наук (США), показали, что дети, которые часто складывали пазлы, играли в кубики и настольные игры, лучше чувствуют пространство. Умение ориентироваться в пространстве и понимание, как манипулировать объектами в пространстве, – неотъемлемая часть современной жизни, помогающая перемещаться на многолюдной улице, собирать мебель из готового мебельного конструктора или даже просто пользоваться посудомоечной машиной. И эти пространственные навыки особенно ценятся в части академических и прикладных отраслей, включая научно-исследовательскую деятельность, математические науки, сферу технологий и инженерных наук.
«Мы обнаружили, что пространственные игры у детей развивают пространственные навыки, – говорит психолог Jamie Jirout из Rhodes College, ведущий проекта. – Это крайне важно, так как пространственные игры – самый простой способ добиться развития умения ориентироваться в пространстве, особенно для детей с обычно исходно низкими способностями к такому ориентированию: девочек и выходцев из малообеспеченных семей».
Способность к ориентированию в пространстве и манипулированию объектами пространства играет существенную роль в нашей жизни, помогая не потеряться в толпе и мочь самостоятельно собрать согласно инструкции привезенную мебель. Многие отрасли теоретической и прикладной науки также требуют развитых пространственных навыков.
«Хоть предыдущие исследования и показывали, что пространственная игровая активность развивает навыки ориентирования в окружающем мире, достоверных данных все же было недостаточно», – рассказывает Jirout. Стандартизация и переработка Векслеровского теста для определения интеллекта у детей (the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI, обычно используемый тест для определения когнитивных способностей детей от 2 до 7 лет) дала Jirout и его соавтору Nora Newcombe из Темпльского университета отличный шанс изучить влияние пространственных игр на пространственные навыки.
Jirout и Newcombe обработали данные 847 детей возрастом от 4 до 7 лет, которые проходили пересмотренный WPPSI. Пространственные умения детей были специально измерены с помощью входящего в WPPSI подтеста с кубиками, в котором детям предлагалось воспроизвести различные фигуры в 2D, используя кубики с красными, белыми и наполовину красными/наполовину белыми поверхностями. Ученые также изучили данные опроса родителей, касающиеся особенностей игрового поведения детей и их участия в совместной с родителями деятельности.
Полученные данные свидетельствовали о зависимости степени развития пространственных навыков от социально-экономических факторов, пола и общего интеллекта. Дети из малообеспеченных семей хуже справлялись с заданием, чем дети из среднего класса или обеспеченных семей. Мальчики справлялись с заданием лучше, чем девочки.
Также оказалось важным, часто ли дети играют с игрушками. Дети, которые играли с кубиками, складывали пазлы более шести раз в неделю, лучше справились с заданием, чем дети, которые играли три-пять раз в неделю или изредка/никогда.
Никакой другой вид активности (в т.ч. рисование, игры с игрушками-пищалками, езда на велосипеде, скейте или скутере) или совместная с родителями деятельность (изучение чисел, форм, математические игры, рассказывание сказок) не оказали влияние на развитие пространственных навыков.
По данным, полученным от родителей, выяснилось, что мальчики вовлечены в пространственные игры чаще, чем девочки.
Механизм, по которому развиваются пространственные навыки, все еще требует детального изучения, но данные текущего исследования позволяют рекомендовать пространственные игры для развития пространственных навыков, утверждают ученые.