Травматический стресс изменяет мозг детей

Травматический стресс влияет на подростков – мальчиков и девочек – по-разному, свидетельствуют результаты нового исследования, проведенного учеными медицинского факультета Стэнфордского университета путем сканирования мозга.

Исследование, занимавшееся вопросами особенностей посттравматического стрессового расстройства у молодых людей, показало, что существуют обусловленные гендером структурные различия в одной из частей инсулы – островковой доле головного мозга, которая распознает сигналы, идущие от тела, и участвует в процессах эмоций и эмпатии. Островковая доля помогает человеку объединять его чувства и действия и ответственна за ряд других функций мозга.

Результаты были опубликованы он-лайн в «Depression and Anxiety» 11 ноября. Исследование такого рода – первое, которое демонстрирует структурные различия в части инсулы, участвующей в генерировании эмоций и чувства сопереживания, среди пациентов с ПТСР мужского и женского пола.

«Островковая доля, по-видимому, играет ключевую роль в развитии ПТСР, – говорит старший автор исследования, Виктор Каррион, доктор медицинских наук, профессор психиатрии и поведенческих наук в Университете Стэнфорда. – Различия, которые мы наблюдали в мозге мальчиков и девочек, перенесших психологическую травму, особенно важны,  потому что могут помочь объяснить различия в симптомах травмы у мужчин и женщин».

 

Одни молодые люди, испытавшие воздействие травматического стресса, получают посттравматическое стрессовое расстройство, а другие – нет. Люди, страдающие ПТСР, могут испытывать флешбэки – внезапно вновь нахлынувшие на них воспоминания о травматических событиях; могут избегать места, людей и вещи, которые напоминают им о травме; могут страдать целым рядом других проблем, в том числе – отгороженностью от общества и трудностями со сном или с концентрацией. Предыдущие исследования показали, что девочки, которые получали травмы, были более склонны к развитию посттравматического стрессового расстройства, чем травмированные мальчики, но ученые так и не смогли определить причину.

Исследовательская группа сканировала при помощи магнитно-резонансной томографии мозг 59 участников исследования в возрасте 9–17 лет. Тридцать из них – 14 девочек и 16 мальчиков – имели травматические симптомы, а 29 оставшихся – контрольная группа из 15 девочек и 14 мальчиков – не имели. Травмированные и нетравмированные участники имели сходные возраст и показатели интеллектуального развития. Из числа травмированных участников пятеро пережили один эпизод травмы, в то время как остальные 25 столкнулись с травматизацией два или более раза или у них была хроническая травма.

Исследователи не увидели никаких различий в структуре мозга среди мальчиков и девочек в контрольной группе. В то же время среди травмированных мальчиков и девочек они обнаружили различия в части островковой доли мозга под названием «передняя цингулярная извилина». Эта область мозга имела больший объем и площадь поверхности у травмированных мальчиков, чем у мальчиков в контрольной группе. Кроме того, объем и площадь поверхности исследуемой области были меньше у девочек с перенесенной травмой, чем у девочек в контрольной группе.

 

«Очень важно, чтобы люди, которые работают с молодежью, подвергшейся травматизации, учитывали и половые различия, – говорит  Меган Клабанд, доктор философии, ведущий автор исследования и преподаватель психиатрии и поведенческих наук. – Наши результаты показывают, что мальчики и девочки демонстрируют различные симптомы травмы и лечение, разработанное с учетом этих половых различие, могло бы принести пациентам больше пользы».

Островковая доля обычно претерпевает изменения в детском и подростковом возрасте в виде уменьшения объема доли по мере роста ребенка. Таким образом, полученные данные означают, что травматический стресс может способствовать ускоренному старению коркового вещества мозга в области передней цингулярной извилины у девочек, что и вызывает посттравматическое стрессовое расстройство, утверждает Клабанд.

«Есть несколько исследований, предполагающих, что высокий уровень стресса может способствовать раннему половому созреванию у девочек», – сказала она.

Исследователи также отметили, что их работа может помочь ученым понять, как переживание травмы может играть роль в существовании гендерных различий в плане регуляции эмоций. «Получив более глубокое понимание половых различий в областях мозга, участвующих в обработке эмоций, врачи и ученые смогут разработать специфические методы лечения травмы и нарушений регуляции эмоций с учетом пола пациента», – пишут авторы исследования.

Чтобы лучше понять полученные результаты, ученые хотят провести дальнейшие исследования, в которых травмированные подростки наблюдались бы в течение более длительного времени. Они также говорят, что необходимы дальнейшие изучения того, как ПТСР может проявляться у мальчиков и девочек, а также испытания эффективности лечения с учетом пола.

Добавить комментарий