Темная сторона многодетности

Многодетные семьи часто привлекают к себе внимание общественности: от «Brady Bunch» до «19 Kids and Counting». Но новое исследование ученых из Университета Хьюстона представляет убедительные доказательства, что дети в больших семьях, с большей вероятностью, отстают в успеваемости и имеют поведенческие и другие проблемы.

Полученные результаты были опубликованы Национальным бюро экономических исследований. Среди авторов исследования – Chinhui Juhn, Henry Graham (профессор Университета Хьюстона),  Yona Rubinstein из Лондонской школы экономики и C. Andrew Zuppann, доцент кафедры экономики в Университете Хьюстона.

«Семьи сталкиваются со значительным числом компромиссов типа «количество-качество»: увеличение размера семьи уменьшает родительский вклад в нее, снижает результативность детских когнитивных тестов и степень социальности поведения ребенка, – пишут авторы. – Важно отметить, что мы находим, что эти негативные эффекты не являются всего лишь временными последствиями рождения следующего ребенка, а фактически сохраняются на протяжении всего детства».

Персистенция этих факторов влияния в самом начале возраста взросления согласуется и с другими исследованиями, указывающими на важность опыта раннего детства.

«Многое из того, что происходит в раннем детстве, имеет продолжительное воздействие,  – говорит Juhn.  – Во многих отношениях оно имеет гораздо большее значение, чем те вещи, которые происходят значительно позже в жизни ребенка».

Большинство предыдущих исследований в этой области базируется на данных, собранных у детей, уже достигших совершеннолетия; данное же исследование использует набор данных, полученный от его маленьких участников на протяжении всего их детства, и сравнивает результаты, полученные от старших детей до и после того, как родились их младшие братья или сестры. Они свидетельствуют, что приход новых детей уменьшает «родительский вклад» – категорию, которая определяется как время, проведенное с детьми, забота о них, чувство безопасности в домашней среде и достаточности семейных ресурсов: денег, книг и других материальных благ.

Но выводы не единообразны. Дети в семьях, где матери набрали баллов выше среднего уровня по тесту «Armed Force Qualification Test» (AFQT), были менее затронуты этими негативными изменениями. Juhn говорит, что тест  «Armed Force Qualification Test» является базисным для определения социально-экономических факторов. Матери с низким результатом этого теста, скорее всего, принадлежат к бедным слоям населения, а те, что продемонстрировали высокие показатели, скорее всего, будут  принадлежать к более образованным и состоятельным категориям.

Данные теста не включают в себя информацию об отцах, хотя Juhn утверждает, что женщины с низким результатом прохождения AFQT с меньшей вероятностью выходят замуж.

Работа углубляет знания, полученные в результате предыдущих исследований, и предлагает объяснения некоторым расхождениям в более ранних исследованиях. Например, одно из предыдущих ключевых несоответствий: в то время как более ранние исследования показывают отрицательную связь между размером семьи и качеством полученного детьми образования и найденной в итоге работы, исследование 2005 года, использовавшее данные из Норвегии, не обнаружило этой связи.

Дело в том, что социальная поддержка и государственная политика Норвегии могут уменьшить отрицательное влияние увеличения размера семьи, утверждают исследователи.

«Родительский вклад, вероятно, играет более значимую роль в США, где значительная часть молодых мужчин и женщин, особенно из малоимущих семей, рискуют не закончить старшую школу», – пишут  авторы статьи.

«Если вы родились в хорошо обеспеченной семье, некоторые из этих вещей не имеют на вас воздействия, – говорит Juhn. – Когда рождается второй ребенок, становится меньше времени и внимания, уделяемого детям. Но в среде с большим количеством ресурсов это происходит необязательно».

Добавить комментарий