Шесть видов отвратительного – для человеческой пользы

Вызывающие отвращение вещи на самом деле очень полезны, утверждают ученые.

 

Ученые из Лондонского университета Брунеля и Лондонской школы гигиены и тропической медицины утверждают, что выраженные чувства омерзения и отвращения являются эволюционным ответом, призванным защитить нас от патогенных микроорганизмов и других видов возбудителей инфекций, и в своем последнем исследовании определили шесть наиболее распространенных «видов» отвращения, которые, как это ни странно прозвучит, являются для человека полезными.

«Этот тип поведения, нацеленный на предотвращение болезни, совершенно очевиден, когда наблюдаешь за животными, и поэтому мы полагаем, что эволюционно он очень древний», – объясняет специалист по контролю заболеваний и «врач-отвращениолог» Вол Кертис из Лондонской школы гигиены и тропической медицины.

«Хотя мы уже знали, что эмоция отвращения полезна для человека, мы воспользовались ей как отправной точной для наших изысканий, предположив, что отвращение структурировано, распознает угрозы заражения и реагирует на них, чтобы защитить нас».

Чтобы вычленить эти архетипические формы отвращения из общего поведения, направленного на избежание болезни, ученые опросили более 2500 человек, представив им «галерею отвратительного»: 75 отталкивающих сценариев, потенциально вызывающих мысли о возможности инфекции, которые участники должны были оценивать по шкале от «нет отвращения» до «крайне отвратительно».

Ничего не осталось без внимания. В опросе были такие вещи, как: случайное заимствование чужого роликового дезодоранта; обнаружение маленьких красных точек сыпи на гениталиях полового партнера; чувство, когда кто-то кашляет вам в лицо.

Участники также должны были оценить перспективу лизать бродячую собаку, разделить офис с сотрудником, у которого есть признаки глазной инфекции, раздавить слизняка босыми ногами и сидеть напротив пассажира, которого тошнит, в самолете.

Анализируя ответы, команда исследователей смогла выявить шесть типичных категорий отвращения, связанных с инфекционными заболеваниями:

  • Гигиена: проявление или физическое доказательство антисанитарного поведения.
  • Животные/насекомые: такие, как мыши и москиты, которые потенциально являются разносчиками заболеваний.
  • Секс: поведение, связанное с беспорядочными половыми связями.
  • Атипичный внешний вид: признаки инфекционного поражения у других людей, в том числе аномальная форма тела, деформации, хрипы или кашель, а также контекстуальные сигналы наличия высокого риска болезни, например бездомность.
  • Повреждения: признаки инфекционного повреждения на поверхности тела, такие как пузырьки, фурункулы или гной.
  • Продукты питания: продукты питания, на которых видны признаки порчи.

Хотя исследователи ожидали, что результаты будут иметь прямую связь с  различными типами заболевания, они оказались связаны только в той степени, с которой люди могут распознать инфекционные векторы из очевидных сигналов в биологической и социальной среде вокруг них.

 

Люди – это люди, а не микроскопы

«Похоже, что намеки на наличие угроз подхватить инфекционное заболевание не классифицируются в соответствии с абстрактными биомедицинскими категориями риска передачи болезни, признанными в литературе... а, по-видимому, существуют как категории узнаваемых подсказок о том, чего следует избегать», – объясняют исследователи в своей статье.

«К этим намекам относятся потенциально зараженные объекты – такие, как телесные жидкости, инфицированные повреждения кожи, испорченные пищевые продукты и животные, которые переносят болезнь, определенные практики – например, те, в которых содержится риск заразиться венерическими заболеваниями, и люди, на которых видны признаки наличия заболевания или несоблюдения гигиены».

Интересно, что результаты показали, что женщины воспринимают все шесть категорий потенциально опасных в инфекционном плане вещей более отвратительными, чем мужчины; в частности, ряд женщин питает особое отвращение к рискованным формам сексуального поведения и животным, которые разносят болезни.  

Исследователи также предполагают, что аналоги этих шести категорий отвращения могут быть обнаружены у других биологических видов, кроме человека, – поскольку не только людям нужно было развить такую ​​«систему обнаружения патогенов» (другими словами – распознавания вещей в окружающей среде, про которые мы знаем, что их лучше не трогать).

«Хотя мы только в XIX веке пришли к пониманию того, как передаются болезни, из полученных результатов ясно, что у людей есть интуитивное чувство определения того, чего следует избегать в окружающей среде», – говорит один из членов команды ученых, психолог Михеаль де Барра из Лондонского университета Брунеля.

«Наша длительная совместная эволюция с болезнями связана с этим интуитивным распознаванием вещей, которые могут вызвать инфекцию».

Статья опубликована в «Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences».

Добавить комментарий