Исследование: женщины и мужчины одинаково плохо справляются с многозадачностью

Популярный стереотип гласит, что женщины – лучшие специалисты по мультизадачности. Даже самый поверхностный поиск в Гугле моментально покажет вам множество статей, где утверждается, что женщины лучше мужчин справляются с множеством дел сразу. Например, женщины показали лучшие результаты, когда исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для измерения активности мозга, компьютерные тесты для измерения времени отклика и упражнения, при которых люди, идущие по беговой дорожке, должны были одновременно с этим решать задачи на сообразительность.

Из десятилетиями проводившихся исследований, касающихся других когнитивных навыков у мужчин и женщин, мы знаем, что показатели, демонстрируемые мужчинами и женщинами, обычно весьма схожи. Тем не менее, есть несколько задач, в которых мужчины и женщины всегда превосходят друг друга: например, хорошо известно, что мужчины обычно лучше представляют, как будут выглядеть сложные трехмерные фигуры, если они их повернуть. В свою очередь, женщины однозначно превосходят мужчин в определенных речевых способностях, таких как запоминание списка слов или другого текстового содержания.

В то время как предполагаемое превосходство женщин в многозадачности изобилует в заголовках, научные результаты, касающиеся половых различий в способностях выполнять несколько задач сразу, довольно противоречивы: в некоторых исследованиях не обнаружено гендерных различий, в то время как другие исследования сообщают о преимуществах мужчин или женщин.

Одной из причин несогласованности этих выводов может быть то, что на сегодняшний день подавляющее большинство исследований изучали гендерные различия при помощи искусственных лабораторных задач, которые не соответствуют сложным многозадачным действиям в повседневной жизни. Другим возможным источником проблемы является то, что разные ученые определяют многозадачность по-разному.

Чтобы решить эти проблемы, исследователи разработали компьютерную задачу под названием «Задача "Подготовка к собранию"», которая была создана для того, чтобы имитировать повседневную деятельность и, в то же время, опираться на наиболее полную теоретическую модель многозадачной деятельности. Это модель лондонского профессора Университета Пол Берджесса. Он определяет два типа многозадачности – одновременную многозадачность, при которой вы выполняете одновременно два или более действия (разговариваете по телефону во время вождения), и серийную, последовательную многозадачность, при которой вы быстро переключаетесь между задачами (подготовка следующей встречи и ответ на сообщение, полученное по электронной почте, вас прерывает коллега, вы заглядываете в Twitter). Этот последний тип многозадачности, в условиях которого большинство из нас оказывается чаще всего, и есть тот тип многозадачности, который ученые собирались исследовать.

В «Подготовке к собранию» участники оказываются в трехмерном пространстве, состоящем из трех комнат: кухни, подсобки и главной комнаты со столами и проекционным экраном. Они должны подготовить комнату для встречи, то есть им нужно разместить предметы, такие как стулья, карандаши и напитки, в нужном месте, в то же время отвлекаясь на такие проблемы, как недостающий стул и входящий телефонный звонок, а также помнить о действиях, которые должны быть выполнены в будущем (например, выбрать аватарку, подать кофе участникам встречи в определенное время). Эта виртуальная реальность первоначально была создана для того, чтобы обеспечить возможность размещения всех испытуемых в одних и тех же условиях, которые позволили бы легко сравнивать их производительность и избежать воздействия факторов, которые могут повлиять на нее (например, количество шума). Такие тесты также позволяют измерять многие переменные одновременно. Наконец, задача была направлена ​​на то, чтобы поместить участников в незнакомую ситуацию, то есть в ситуацию, когда большинство людей не имеют начального опыта, который помог бы им в выполнении этой задачи.

Идея исследования была простой, но редкой в ​​научной литературе: использовать проверенную задачу для оценки, существуют или нет гендерные различия в успешном исполнении многих задач одновременно в условиях повседневной деятельности для населения в целом. Для этого авторы набрали в исследование 66 женщин и 82 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и попросили их пройти тест «Подготовка к собранию». Затем они сравнили производительность обеих групп по нескольким параметрам: общая точность завершения задачи (например, разместили ли участники все необходимые объекты в таблице), общее время, затраченное на выполнение задачи, общее расстояние, пройденное в виртуальном пространстве окружающей среды, независимо от того, забыли ли участники выполнить задачи и оптимально ли они справлялись с мешающими событиями (например, с телефонным звонком). Авторы не обнаружили различий между мужчинами и женщинами в плане обладания способностями более успешно исполнять многозадачные действия.

Авторы отмечают, что не могут исключать возможность отсутствия половых различий в способностях справляться с решением задач так называемой последовательной многозадачности, но, если они действительно существуют, такие различия, вероятно, будут весьма незначительны. Существует также необходимость в последующих исследованиях на эту тему, которые повторят полученные результаты или будут исследовать конкурентную многозадачность. Но авторы считают возможным заключить, что доказательства стереотипа о том, что женщины лучше справляются с многозадачностью, до сих пор довольно слабы.

Добавить комментарий