Глаза на затылке

Команда ученых из Японии использовала эксперимент по визуальному поиску, чтобы доказать, что у людей есть способность воспринимать вещи за пределами поля зрения. Наш мозг конструирует 360-градусную картину мира.

 

Как говорит множеств толковых словарей из разных стран, «иметь глаза на затылке» значит знать то, что происходит вокруг тебя.

Историческое и культурное происхождение этой древней идиомы до сих пор остается неизвестным, но согласно новому японскому исследованию – первому такого рода, «глаза на затылке» – это более чем обычное высказывание и красивая образная поговорка.

Группа исследователей во главе с профессором Сатоси Сиоири из Научно-исследовательского института электросвязи при Университете Тохоку, Япония, стала соавтором исследования под названием «Пространственные представления окружения зрителя».

Исследование было опубликовано в рецензируемом журнале «Nature».

В частности, было отмечено следующее:

«Пространственное представление окружения зрителя, в том числе того, что находится вне его поля зрения, имеет решающее значение для перемещения вокруг трехмерного мира. Чтобы получить такие пространственные представления, существует, как мы предполагаем, некий учебный процесс, который объединяет визуальные входы с разных точек зрения, охватывающих все 360 ° визуальные углы».

Команда профессора Сиоири (Масаюки Кобаяси, Кадзумити Мацумия и Итиро Курики) провела эксперимент по визуальному поиску.

В эксперименте участвовали две группы наблюдателей: группа А с 26 наблюдателями и группа В с 29 наблюдателями. Все участники были студентами Университета Тохоку, не подозревавшими о цели исследования.

Наблюдатели (участники исследования) стояли в центре шести дисплеев. Точнее, шестипанельный дисплей покрывал 360 градусную область окружения наблюдателя. Одновременно на каждом дисплее появлялось шесть букв. Наблюдателям было предложено найти цель – конкретную букву. Цель и ложные цели были случайным образом распределены по шести дисплеям.

Ученые фиксировали время реакции – время, необходимое для поиска буквы. После того, как исследуемых помещали в одни и те же пространственные компоновки, они могли быстрее найти цель, даже не зная закономерности ее повторения. Кроме того, наблюдатели, когда их помещали в одни и те же пространственные компоновки, быстрее находили цель, даже когда целевой объект находился позади.

Этот эксперимент впервые доказывает, что визуальная обработка не ограничивается визуальным полем. Фактически, визуальная обработка распространяется на гораздо более широкую область.

Результаты этого исследования показывают, что наш мозг способен конструировать представление о нашем окружении – мы используем это представление, чтобы «оглядываться», не осуществляя физически поворот тела в пространстве. Благодаря зрению мы ощущаем то, что находится перед нами, но не то, что стоит за нами. А наш мозг создает 360-градусный мир.

Добавить комментарий