Изоляция от общества способствует уменьшению выработки миелина

Результаты недавно проведённого американскими специалистами исследования показывают, что лишение социальных контактов взрослых особей мышей сокращает выработку миелина - белка оболочки, покрывающей аксоны, которые отвечают за передачу электрических сигналов между нервными клетками. Причем снижение уровня миелина было обнаружено в префронтальной части мозга, которая ответственна за формирование сложных эмоций и мышления, что, возможно, может выступать в качестве причины развития психических заболеваний, таких как аутизм, шизофрения и депрессия.
Ранее было установлено, что изоляция животных раннего возраста от социальных контактов влияет на процессы миелинизации, однако исследование со взрослыми особями удалось провести только сейчас.

Миелин представляет собой белок, который образует защитную оболочку, изолирующую нервные волокна в головном и спинном мозге, а также глазах, что позволяет безопасно и быстро передавать электрические сигналы. Нарушения в его структуре становятся причинами серьёзных болезней, например рассеянного склероза (РС), признаки которого варьируются от лёгкого онемения конечностей до полного паралича и слепоты.
В случае РС причина недостаточного количества миелина кроется в атаках по отношению к нему со стороны иммунной системы, которая ошибочно воспринимает этот белок как чужеродную ткань. Недавно были опубликованы результаты другого исследования, где с помощью наночастиц ученые смогли обмануть иммунную систему и прекратить «нападения» на миелин у мышей с РС.

Позитивным моментом в исследовании является открытие того, что возобновление социальных контактов способствует восстановлению уровня миелина. Миелин производится нервными клетками - олигодендритами, которые, как оказалось, даже в зрелом возрасте способны исправлять повреждения, нанесённые иммунитетом мышей при рассеянном склерозе. Что удивительно, данная функция олигодендритов зависит от социальных факторов внешней среды.
В подтверждение гипотезы о том, что возникновение психических заболеваний связано с уровнем миелина, исследователи приводят факты социальной изоляции, которая обычно предшествует развитию этих недугов у людей. "Наше исследование подчеркивает важность поддержания социально стимулирующей среды в этих случаях", - говорит Касацция, автор исследования, профессор неврологии и генетики.

В настоящее время ученые лаборатории под руководством Патриции Касацции детально изучают процессы формирования олигодендритов, для того, чтобы в будущем, возможно было, использовать эти знания при разработке лекарств.