Археологи обнаружили 3000-летний скелет с метастатическим раком

Рак является ведущей причиной смерти во всем мире. Курение и воздействие определенных химических веществ являются основными провоцирующими факторами в развитии этого заболевания. Теперь найдены доказательства того, что рак поражал организм человека более чем 3000 лет назад. Археологи впервые за всю историю обнаружили полный скелет человека с метастатическим раком, происхождение которого приравнивается к 1200 году до нашей эры. Исследовательская группа во главе с Михаэла Биндер, аспирантом кафедры археологии Университета Дарема в Великобритании, в прошлом году в гробнице Амара на Западе в северной части Судана обнаружила скелет молодого взрослого мужчины, возраст которого на момент смерти составлял примерно 25-35 лет. Эксперты Университета Дарема и Британского музея использовали метод рентгенографии и сканирующий электронный микроскоп для анализа состояния костей скелета. Результаты позволили установить, что рак распространился от неизвестного органа до костей. Метастазы рака были найдены на ключице, лопатках, плечах, позвонках, ребрах, тазе и бедренных костях.

Выходит, «древние люди» могли болеть раком так же, как и современное человечество. Хотя исследователи не могут быть уверены точно в том, что именно стало причиной развития рака у этого человека, они говорят, что возможно несколько вариантов. Биндер говорит, что рак мог быть вызван инфекционным заболеванием, например, билярцией. Это паразитарная инфекция, которая вызывает цирроз печени и может быть связана с раком молочной железы у мужчин. Одной из причин могло быть воздействие дыма от лесных пожаров. К тому же, известно, что люди Амара на Западе имели большие печи в крытых и небольших закрытых помещениях. В таких условиях человек подвергался воздействию большого количества дыма от горения древесины, что также плохо, как и курение. Учёные говорят, что нет никаких сомнений в том, что сейчас рак чаще встречается, чем это было в прошлом. Однако это происходит, потому что сегодня люди живут дольше и подвергаются большему воздействию со стороны негативных факторов окружающей среды, которые обладают канцерогенными свойствами.

Одним из объяснений того, почему так мало доказательств о существовании рака в прошлом, является сложность диагностики на скелетах. Поэтому очень мало известно об эпидемиологии и эволюции рака за последние столетия в человеческих популяциях. Однако такие открытия и исследования в данной области имеют большое значение, поскольку могут предоставить ценную информацию о развитии рака, что необходимо для разработки новых методов лечения этого заболевания.

В настоящее время установлена связь между некоторыми инфекционными заболеваниями и раком, но по-прежнему много остаётся неизвестно. Благодаря новым методам, таким как анализ ДНК, мы можем обнаружить мутации, которые провоцировали рак у древних людей и проследить эволюцию этих изменений. Это может оказаться полезным при прогнозировании будущих событий и в разработке терапевтических методов. Раскопки на западе Амары продолжаются, проводится анализ патологических изменений в скелетах, чтобы собрать больше информации о здоровье и болезнях людей, живших в конце 2-го и 1-го тысячелетия до нашей эры. Также учёные пытаются выяснить, какому воздействию со стороны окружающей среды подвергалось жившее там население.