Новый противораковый препарат лаборатории Университета Райса

Лаборатория Университета Райса, Хьюстон, США, создала вещество, в 1000 раз более мощное, чем самые современные противораковые средства. 

Группа американских химиков, возглавляемая  K.C. Nicolaou, синтезировала шишиджимицин А (shishijimicin A) – молекулу, которая, как надеются ученые, станет новым флагманом в борьбе против рака, заменив собой паклитаксел. Об этом пишет «Journal of the American Chemical Society».

Синтезированное вещество встречается в природе в малых количествах в редком виде морских личиночнохордовых (оболочников) Didemnum proliferum и было обнаружено уже десяток лет тому назад. Лабораторные исследования показали, что оно более чем в 1000 раз токсичнее для раковых клеток, чем классический паклитаксел (таксол), но низкая распространенность Didemnum proliferum не позволила провести масштабные биологически и клинические исследования. Поэтому ученые сконцентрировали свое внимание на синтезе искусственной молекулы шишиджимицина. Nicolaou заработал свою мировую известность именно на этом поприще.

Nicolaou, присоединившийся к Университету Райса в 2013 году, знаменит своими работами по таксолу, а также синтезом цитотоксического вещества калихеамицина, который использовался в первых конъюгированных антителах (antibody-drug conjugate, ADC) – революционных препаратах для химиотерапии.

Ученый рассказывает, что шишиджимицин А демонстрирует такой же – если не больший – потенциал в терапии рака по принципу «троянского коня» (механизма, по которому работают ADC, антительным компонентом связываясь с раковыми клетками), как конъюгированные антитела. «Так как препарат очень мощный, достаточно буквально одной-двух молекул, чтобы сделать работу», – говорит Nicolaou.

Шишиджимицин убивает раковую клетку, разрывая ее ДНК или фиксируя ее цитоскелет так, что репликация становится невозможной.

Синтез синтетической молекулы занял всего лишь два года – но исключительно потому, что основные подготовительные мероприятия были проведены гораздо раньше, тридцать лет тому назад, когда Nicolaou работал над калихеамицином.

«Все подготовительные этапы для синтеза шишиджимицина мы прошли в девяностых, – рассказывает ученый. – Вещество, что было создано в те времена, получилось слишком токсичным, чтобы его можно было использовать, но сейчас оно получило новые качества, потому что биологи и клиницисты научились селективно поражать раковые клетки (при помощи конъюгированных антител). Если бы мы не сделали основную работу тогда, сейчас бы мы потратили гораздо больше времени, чтобы прийти к нынешнему результату».

Nicolaou говорит, что основным вопросом изысканий, помимо биологических и медицинских наработок, было расширение поля деятельности синтетической химии. «Если мы не совершим рывка сейчас, – утверждает он, – мы никогда не сможем синтезировать сложные молекулы в будущем. Мы должны усовершенствовать инструменты органического синтеза».

Сейчас партнерские фармфирмы начинают производство препарата для того, чтобы можно было приступить к клиническим исследованиям. Большого количества от них не требуется – ведь из-за огромной активности шишиджимицина достаточно всего пары сотен миллиграмм, чтобы обеспечить эксперимент. Шишиджимицин можно прикреплять к сотням избирательных противораковых антител – это дает возможность, соответственно, тестировать его на сотнях видов рака. Nicolaou надеется, что таким образом медики и биологи сделают шаг к персонализированной медицине.

Добавить комментарий