Любопытство является ключом к успехам детей в математике и чтении

Любопытные дети лучше схватывают арифметику и чтение. К таким выводам пришла группа исследователей из Мичиганского университета, возглавляемая Прачи Шах. Исследование опубликовано в журнале «Pediatric Research», который издается Springer Nature, и является первым в своем роде изучением возможной связи между любопытством и успехами в учебе среди детей дошкольного возраста. Кроме этого, ученые обнаружили, что для детей из бедных слоев общества любопытство еще более значимо в вопросах достижения успехов в учебе, чем для детей из более обеспеченных семей, и может служить потенциальной целью мероприятий для ликвидации разрыва в степени достижения успехов, связанного с бедностью.

 

Дети, у которых наработан широкий спектр социально-эмоциональных навыков, как правило, более успешны в начале обучения в школе. Эти навыки включают в себя изобретательность, воображение, настойчивость, внимательность к задачам, а также способность формировать отношения с другими детьми и управлять своими чувствами. По словам Шах, самые современные мероприятия, нацеленные на улучшение обучения в раннем возрасте, сосредоточены на улучшении контроля за импульсивностью, который включает в себя способность концентрироваться или контролировать эмоциональные позывы. Очень немногие мероприятия направлены на воспитание любопытства у маленьких детей – черту, которую Шах описывает как радость открытия и мотивацию объяснять неведомое.

Данные для текущего исследования были взяты из когортного исследования Early Childhood Longitudinal Study. Это национально-репрезентативное демографическое исследование, спонсируемое Департаментом образования США, которое следило за тысячами детей с момента их рождения в 2001 году. Их родители опрашивались путем визитов на дом, а детей оценивали, когда им было девять месяцев, два года, и снова, когда они поступали в ясли и детские сады. В 2006 и 2007 годах, когда эти дети находились в детских садах,  были оценены навыки чтения и способность к счету, а также поведение 6200 из них.

«Наши результаты показывают, что, даже когда мы убираем влияние других факторов, связанных с получением более высоких оценок, любопытство продолжает делать небольшой, но значимый вклад в успеваемость», – объясняет Шах.

Эта особенность детской психики оказалась столь же важной для достижения успехов в обучении, как и усиленный контроль за наработкой навыков чтения и арифметики в детском саду. Связь особенно четко проявляется у детей, которые проявили готовность изучать новые вещи. Взаимосвязь между любопытством и «научными» достижениями ребенка не была связана с половой принадлежностью ребенка или уровнем контроля за его усилиями.

«Эти данные свидетельствуют о том, что даже если ребенок показывает низкий уровень контроля за своими эмоциями, развитое любопытство может быть связано с более выраженными успехами в учебе, – добавляет Шах. – В настоящее время большинство мероприятий, проводимых в группах дошкольников, сосредоточено на культивировании контроля за прилежанием и развитии в ребенке способности к самоконтролю, но наши результаты свидетельствуют о том, что следует также рассмотреть и альтернативу в лице любопытства».

Исследователи объясняют, что поощрение любопытства может быть особенно важно для детей из более бедных семей.

«Наши результаты показывают, что, хотя повышенное любопытство связано с более высокими показателями успеваемости у всех детей, связь любопытства с успеваемостью выше у детей с низким социально-экономическим статусом», – говорит Шах.

Она добавляет, что дети, растущие в условиях более стабильного финансового положения, имеют больший доступ к ресурсам, которые поощряют их развивать навыки чтения и продвигаться в математике, тогда как дети из более бедных семей растут в менее стимулирующих условиях.

«В таких ситуациях стремление к академическим достижениям связано с мотивацией ребенка к обучению и, следовательно, с его любопытством, – объясняет Шах. – Наши результаты свидетельствуют о том, что поощрение любознательности может быть весьма полезным вмешательством, направленным на содействие успехам в учебе у детей младшего возраста, особо эффективным среди детей, живущих в условиях нищеты».

Добавить комментарий