Как содержание калорий заставляет нас выбирать продукты питания

Согласно данным, полученным исследованием, которое возглавляли специалисты из Дартмутского университета и которое было опубликовано в журнале «PLOS ONE» в конце декабря этого года, просмотр изображений продуктов питания, сопровождаемый информацией о калориях, не только делает пищу менее аппетитной, но и, по-видимому, меняет реакцию нашего мозга на пищу. Когда изображения продуктов питания показывались одновременно с информацией о содержании в них калорий, мозг демонстрировал снижение активации системы поощрения и увеличение активации в системе контроля. Иными словами, пища, которую при других условиях мы были бы склонны съесть, стала менее желанной после отображения содержания в ней калорий.

 

Исследование является первым среди аналогичных, в нем изучается, как наш мозг совершает выбор пищевого продукта, когда ему представляется и ​​информация о содержании в нем калорий. Результаты его весьма актуальны, учитывая, что в начале этого года некоторые предприятия пищевой промышленности обязали соблюдать закон Управления по контролю за продуктами и лекарствами США про отражение содержимого, требующий раскрытия информации о калориях в меню. Кроме того, согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, в 2015–16 годах ожирением стало страдать почти 40 процентов взрослого населения США.

«Наши результаты показывают, что отражение информации о калораже может изменить ответы системы вознаграждения в головном мозге при рассмотрении вариантов, выбрать или нет употребление того или иного продукта в пищу. Более того, мы считаем, что нутрициологические вмешательства, вероятно, будут более успешны, если будут учитывать мотивацию потребителя, в том числе и то, соблюдает ли он диету или нет», – говорит ведущий автор исследования Андреа Кортни, которая на момент проведения исследования была аспирантом кафедры психологии и неврологии в Дартмуте, а сейчас является докторантом в Стэнфордской лаборатории социальной нейробиологии в Университете Стэнфорда.

В ходе исследования, проведенного в Дартмуте, 42 студента (в возрасте от 18 до 22 лет) просмотрели 180 изображений продуктов питания без информации о содержании в них калорий, за которыми следовали изображения, которые сопровождались информацией о калораже, после чего студентов поместили в аппарат  магнитно-резонансной томографии и им было предложено оценить свое желание есть такую пищу.

Изображения, использованные в исследовании, были получены либо из фотобанка еды, либо взяты с популярных сайтов ресторанов быстрого питания, которые публикуют информацию о калориях. 22 человека, находящихся на диете, и 20 человек, на диете не находящихся, рассматривали один и тот же набор изображений, включавший такие продукты, как чизбургер, картофель-фри или кусочек вишневого чизкейка. Ориентируясь на шкалу от 1 до 4 (1 = отсутствие желания, 4 = очень вероятно), они указали, насколько велика вероятность, что они станут есть этот пищевой продукт в столовой.

И те, кто находился на диете, и те, кто на диете не находился, оценивали продукты с сопровождающей их информацией о калораже как менее аппетитные, но этот эффект был наиболее выраженным в группе людей, которые находились на диете.

Кроме того, ученые проанализировали ответ в двух областях мозга, которые мотивируют пищевое поведение: прилежащее ядро ​​(центр удовольствия) и орбитофронтальная кора (связанна с регулированием эмоций, взвешенностью и мотивацией, является частью мозговой системы вознаграждения). Хотя все участники показали снижение активации в этих областях при просмотре изображений с присутствующей информацией о калориях, люди, сидевшие на диете, показали более сходные паттерны активации в левой части орбитофронтальной коры для продуктов, на которых было обозначено содержание калорий, и тех, которые демонстрировались без этой информации.

Вывод, к которому приходят ученые, заключается в том, что люди, находящиеся на диете, могут учитывать информацию о калориях, даже если она явно отсутствует. Этот вывод основан на данных предыдущих исследований, предполагавших, что наличие здоровой мотивации исходно может привести к принятию более здоровых решений о выборе пищи.

«Чтобы мотивировать людей совершать более здоровый выбор продуктов питания, необходимы изменения в политике предоставления информации о пище; необходимо, чтобы эта информация включала в себя не только нутрициологическую составляющую, включая содержание калорий, но и общеобразовательный компонент, направленный на донесение до широких масс населения долгосрочных преимуществ выбора здорового питания», – добавляет старший автор исследования Кристина Рапуано, которая во время исследования была аспирантом на факультете психологии и неврологии в Дартмутском университете, а в настоящее время является аспирантом в лаборатории, занимающейся вопросами нейробиологии подростков Fundamentals of the Adolescent Brain Lab в Йельском университете.

Добавить комментарий