Обнаружены новые гены рака груди

Исследователи из Великобритании и США обнаружили несколько распространенных генетических мутаций, которые значительно повышают риск развития рака молочной железы. По мнению ученых, это самое значительное открытие в области генетики рака за последнее десятилетие.

Предыдущий прорыв в изучении генетических причин рака груди был совершен в 1994 году, когда были открыты генетические мутации BRCA1 и BRCA2. Их наличие связано с высоким риском онкологических заболеваний молочной железы и яичника, но, с другой стороны, распространенность этих генов в целом по популяции очень невелика.

В результате нового исследования, отчет о котором опубликован в журнале Nature, сотрудникам Кембриджского университета удалось идентифицировать вариант гена FGRF2, наличие двух копий которого увеличивает риск развития рака груди на 60%. По данным ученых, носительницами такой комбинации генов являются до 16% женщин.

В ходе исследования были обнаружены еще 3 гена, связанных с повышенным риском развития онкологического заболевания : TNRC9, MAP3K1 и LSP1. Практически одновременно две группы исследователей из США опубликовали в Nature Genetics свои работы, посвященные тем же генам.

Как отмечают исследователи, новые данные вряд ли найдут немедленное практическое применение. Дело в том, что риск, связанный с вновь обнаруженными генами, не настолько велик, чтобы имело смысл проводить поголовное тестирование женщин на их наличие. К тому же, негативное действие «раковых генов» зависит от целого ряда неизвестных пока взаимодействий с другими факторами риска.

До последнего времени ученым было известно порядка 25% от общего числа генов, связанных с раком молочной железы. Последние данные добавляют к этому списку еще около 4%.

Новое открытие стало возможно благодаря появлению усовершенствованных техник генетического анализа, позволяющих в короткий срок обследовать большие группы людей, сравнивая между собой не отдельные гены, а большие участки ДНК. Например, британские ученые привлекли к своей работе в общей сложности более 40 тысяч женщин – 20 тысяч больных раком груди и столько же здоровых участниц, составивших контрольную группу.