Близорукость – выход найден?

Офтальмологический центр Чжуншаня – самая большая больница Китая, специализирующаяся по заболеваниям глаз. Но около пяти лет назад ей потребовалось расширение площадей. В чем же проблема?

Все больше и больше детей в Азии страдает миопией – нарушением зрения, не позволяющим нормально различать далеко расположенные предметы. Офтальмологический центр Чжуншаня расширил свои площади именно для них, и теперь «тысячи и тысячи детей», по словам Nathan Congdon, одного из врачей Центра, осматриваются каждый день.

Восточная Азия переживает резкий рост миопии: еще шесть лет назад всего 10–20% жителей Китая страдали близорукостью, сейчас их уже больше 90%. В Сеуле около 96,5% 19-летних мужчин плохо видят вдаль.

С другой стороны земного шара эта проблема стоит не менее остро – резкий рост заболеваемости привел к тому, что в США и Европе количество близоруких удвоилось по сравнению с их количеством 50 лет назад. По некоторым оценкам, на данный момент не менее трети всего человечества – а это 2,5 миллиарда людей – страдает миопией. «Это просто эпидемия», – говорит Padmaja Sankaridurg, глава программы по исследованию миопии из Brien Holden Vision Institute в Сиднее.

Проблема более чем серьезна. Очки, контактные линзы и хирургия, конечно, могут помочь в коррекции зрения, но они не способны исправить сам дефект: вытягивание глазного яблока, из-за которого далеко расположенные объекты фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. В некоторых случаях деформации растягивают и истончают ткани глазного яблока, что повышает опасность отслойки сетчатки, развития катаракт, глауком и слепоты. Так как глаз растет вместе с ребенком, близорукость в большинстве случаев развивается у детей и подростков. Около 1/5 части всех студентов в Восточной Азии сейчас страдают от тяжелых форм миопии, и у половины из них потеря зрения с большей вероятностью станет необратимой.

Эти наблюдения заставили ученых всерьез взяться за нахождение причин миопии – и, похоже, ответ найден. Современные исследователи пересмотрели старую идею о том, что близорукость развивается у «книжных» детей, и вдохнули в нее новую жизнь: все дети, проводящие большую часть времени в помещениях, под угрозой. «Мы всеми силами пытаемся донеси до общественности мысль, что дети должны больше времени проводить на улице», – говорит Kathryn Rose, глава отделения ортоптики Технологического университета в Сиднее.

Множество лет ученые считали, что причина миопии заложена не генетическом уровне. Исследования, проведенные в 60-тых годах, показали, что у однояйцовых близнецов поражение встречается чаще, чем у разнояйцовых. Причину связали с ДНК1. Позже обнаружили более 100 участков генома, отвечающих за близорукость. Но было понятно, что дело не только в наследственности. Одно из исследований, проливающих свет на проблему, было проведено на Аляске в 1969 году при наблюдении за социальными изменениями в закрытых поселениях: исходно 2 из 131 взрослого поселка страдали миопией, но уже более половины их детей и внуков были близоруки. Генетические изменения протекают слишком медленно, чтобы объяснить такой всплеск заболеваемости.

Виновник был один, и он был очевиден – «книжные» виды работы. Эта идея возникла более 400 лет назад, когда немецкий астроном и оптик Кеплер сказал, что именно особенности его работы стали причиной его близорукости. Высказанная мысль пустила корни – уже в 19 веке офтальмологи стали советовать школьникам использовать специальные ограничители, мешающие им «утыкаться» носом в книгу.

Современный рост миопии отражает тенденцию, выраженную среди детей всех стран, проводить много времени, читая, учась и – в гораздо большей степени – развлекаясь, при помощи компьютера или смартфона. В частности, в Восточной Азии дети занимаются в школе и дома гораздо больше своих сверстников во всем мире. Так, данные трехлетней давности по Шанхаю говорят, что местные школьники учатся в среднем 14 часов (в США – 6, в Великобритании – 5).

Многочисленные данные международных исследований подтверждают связь между этими фактами. С биологической точки зрения тоже все верно – работа с близко расположенными предметами заставляет глаз изменять конфигурацию.

Однако, это не всё. В начале 2000-х, когда изучению подверглись специфические особенности поведения – такие, как количество книг, прочитанных за неделю/час, использование компьютера для чтения – оказалось, что они не являются основными факторами роста заболеваемости миопией. Нашлись другие, более важные факторы. В 2007-м Donald Mutti и его коллеги из колледжа оптометрии Университета Огайо опубликовали результаты наблюдений за более чем 500 восьми- и девятилетними детьми с изначально нормальным зрением. Группа проследила, чем эти дети занимаются на протяжении дня, и оказалось, что риск развития миопии (а она возникла у 1/5 этих детей) был напрямую связан с их пребыванием внутри помещений. Через год Rose и ее коллеги провели такое же исследование в Австралии. После трехлетнего наблюдения за более чем 4000 учеников начальных и средних школ Сиднея они выяснили, что дети, проводившие меньше времени на улице, имеют больший риск возникновения близорукости.

Группа Rose попыталась отсеять другие сопряженные факторы – степень физической активности, например, – и получила потрясающий результат: выраженность физической активности, проявляемая в уличных играх, не имела никакого влияния на защиту от близорукости. Без разницы, чем занимались дети вне дома – играли в активные игры, выезжали на пикник или даже просто читали книжку на пляже, – все они имели более здоровые глаза, чем те, что сидели все это время дома. Детям при этом также не надо было ограничивать время, проведенное за книжками, экраном компьютера (телефона) или работой с мелкими предметами. «Мы выяснили, что дети, активно занимающиеся этими обоими видами деятельности, не страдали близорукостью», – рассказывает Rose. Работа с близкорасположенными предметами имеет определенное влияние на риск развития миопии, но это, вероятно, связано с особенностями яркого локального освещения.

Некоторые ученые отметают влияние «уличной» активности, но Christine Wildsoet из Университета Калифорнии, что в Беркли, говорит, что к этим данным нужно присмотреться внимательней. Она исследует влияние света на развитие близорукости. Занимающийся этой же проблемой Ian Flitcroft из Дублинской детской больницы предполагает, что именно свет может стать ключевым фактором протективных свойств пребывания на свежем воздухе. Не исключает он и влияния необходимости рассматривать предметы, находящиеся на далеких расстояниях.

Эксперименты на животных также подтверждают идею защитных свойств света. В исследовании на цыплятах выяснилось, что применение очков, меняющих разрешении и контрастность изображения, ведет к развитию близорукости, в то время как очки, изменяющие только степень освещенности, такого эффекта не вызывали. Такой же эффект был обнаружен и у макак-резус.

Механизм профилактического воздействия света, вероятно, обусловлен повышенным выделением допамина (нейротрансмиттера, который блокирует удлинение глаза во время развития) сетчаткой под слиянием яркого света. Подтверждение этой гипотезы, опять же, было получено в исследовании на цыплятах в 2010 году – введение блокатора допамина нивелировало позитивные эффекты яркого света.

На основании полученных данных Ian Morgan, исследователь миопии из Австралийского национального университета, заключает, что с целью профилактики развития миопии дети должны находиться 3 часа в день под освещенностью минимум 10 000 люкс (аналогично освещению в тени ясным солнечным днем). Три или более часов в день на свежем воздухе являются нормой для родной Моргану Австралии, где близорукость затрагивает только 30% 17-летних. Но в других частях мира дети часто находятся на улице 1 или 2 часа.

В 2009 году Морган провел трехлетний эксперимент совместно с офтальмологическим центром Чжуншаня – одни дети каждый день проводили последний 40-минутный урок под открытым небом, а другие учились по стандартной схеме; у первых миопия развилась в 30%, у вторых – в 40%.

Похожий эксперимент поставили и учителя на юге Тайваня, попросив детей находиться на улице минимум 80 минут в день. После года эксперимента врачи диагностировали миопию всего у 8% детей (в предыдущие годы близорукость выявлялась у 18%).

В 1904 году английский хирург Henry Edward Juler писал: «При миопии следует рекомендовать изменение условий – при возможности, даже морское путешествие». Нам потребовалось более ста лет, чтобы понять, что он был прав.

Добавить комментарий